Несостоятельность  позиции  Управления  жилищных  отношений  (УЖО)  -  факты и аргументы


 1.   Аргументация и действия  УЖО:

·        Требование собрать документы (по перечню) и заключить договор социального найма.

Разъяснения:

   Требование незаконно.

  Договор найма жилого помещения гражданином уже заключен еще до передачи «общежития» в муниципалитет и, соответственно, отнюдь не с муниципалитетом. Никаких условий и препятствий в виде предоставления «пакета документов» при подписании договора муниципалитет устанавливать не вправе.

  Максимум, о чем может идти речь в данном случае – это о придании уже существующему договору надлежащей письменной формы, причем исключительно по желанию самого проживающего.


 2.   Аргументация и действия  УЖО:

·        Разрешительный характер заключения договора социального найма.

Разъяснения:

  Недопустимо.

  Оформление муниципалитетом в письменном виде договора найма – это не предоставление муниципалитетом жилого помещения по какому-либо из предусмотренных законом оснований, а всего лишь технический акт подтверждения ранее возникших правоотношений по поводу данного жилого помещения, и не более того.

  Гражданину не обязательно куда-то идти, что-то собирать и подписывать договор. Если гражданин изъявит желание, то он вправе потребовать подписания договора социального найма, и этому праву корреспондирует обязанность муниципального чиновника поставить свою подпись под текстом договора без каких-либо условий.

  Понятно, что ключевой вопрос для граждан – вопрос о приватизации: отсутствие письменного договора найма никак не является основанием для отказа в приватизации занимаемого жилого помещения, поскольку договор найма фактически заключен.

 3.   Аргументация и действия  УЖО:

·   «Там, где отсутствуют стопроцентные основания, но у людей нет другого места жительства, мы будем продлевать коммерческий срочный договор на тех же условиях, что и были у людей раньше.»

Разъяснения:

   Незаконно.

  В силу прямого указания ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» данные жилые помещения относятся к муниципальному жилищному фонду социального использования, вне зависимости от ранее возникших правоотношений сторон по поводу договора найма данных жилых помещений.

  Условия договора найма жилого помещения определяются правовым режимом использования данного жилого помещения. Если жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования, то в отношении него может быть заключен только и исключительно договор социального найма, а никак не коммерческого. Таким образом, требование о заключении  договора коммерческого найма в отношении жилого помещения социального использования бессмысленно по определению и элементарно невозможно.

  Что касается «стопроцентных оснований», то все граждане, кто не совершил злоупотреблений и самоуправных действий при вселении, все граждане, кто вселился с учетом сложившегося порядка вселения, приобрели стопроцентное право пользования жилым помещением еще до передачи здания в муниципальную собственность.

 

4.  Аргументация и действия  УЖО:

·      Гражданину принадлежат объекты недвижимого имущества (жилые помещения) на праве собственности – вывод о том, что он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. «Управление жилищных отношений готово по просьбе жильца оформлять запросы на предприятия, делать запросы в Федеральную регистрационную службу о наличии или отсутствии жилья в собственности.»

Разъяснения:

   Позиция незаконна.

  Наличие или отсутствие у гражданина на праве собственности объектов недвижимого имущества не имеет ни малейшего правового значения при решении вопроса об оформлении с ним в письменной форме договора социального найма.

  Каждый гражданин РФ, в том числе и житель общежития, имеет право иметь в своей собственности столько жилых помещений, сколько хочет и может себе позволить. Приобретение другого жилого помещения совсем не означает, что прекращается договор найма в отношении жилого помещения в "общежитии”, который гражданин заключал в свое время отнюдь не с муниципалитетом.

  Устанавливать нуждаемость или малоимущность в данном случае недопустимо, поскольку речь идет не о предоставлении социального жилья в порядке очереди, а всего лишь о техническом акте подтверждения ранее возникших правоотношений по поводу договора найма.

 5.    Аргументация и действия  УЖО:

·  «Для оформления договоров соцнайма необходимо иметь заявление, копию паспорта, справку с места жительства о занимаемой площади и любой документ, на основании которого вселялся человек (это может быть ордер предприятия, договор специализированного найма жилого помещения, решение профсоюзных органов, заявление с визой руководителя о предоставлении жилого помещения).»

Разъяснения:

   Незаконно.

  Обуславливать подписание договора найма предоставлением ордера и еще каких-то еще совершенно излишних документов нельзя.

  Подтверждением существования договора найма в отношении занимаемого жилого помещения является наличие открытого финансового лицевого счета.

  Жилищное законодательство никогда не устанавливало обязанности хранить ордера ни для жителей общежитий, ни для нанимателей жилищного фонда социального использования.

  Люди получали свое жилье согласно порядку, сложившемуся на предприятии, а не регламентированному законом. Наличие открытых финансовых лицевых счетов на жилые помещения само по себе исключает возможность самоуправного вселения.

  В дальнейшем, когда гражданин захочет приватизировать данное жилое помещение, ему достаточно будет для подтверждения права пользования жилым помещением предоставить только ту самую выписку из финансово-лицевого счета. Между прочим, об этом говорится и в пункте 2.4 Положения о приватизации жилищного фонда в городе Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы № 54 от 25.05.1999 года.


 6.   Аргументация и действия  УЖО:

·      «Управление жилищных отношений специально расширило перечень документов, потому что у предприятий не было единообразия в предоставлении прав на заселение».

Разъяснения:

   На самом деле любой перечень здесь будет излишним, а его «расширение» - лукавым, т. к. достаточно только выписки из финансово-лицевого счета.

  Действительно, у предприятий не было единообразия в предоставлении прав на заселение. На правах гражданина это никак не сказывается – ведь от него не зависело единообразие или разнообразие в данном вопросе. Поэтому, если гражданин получил свое жилое помещение с учетом сложившегося порядка вселения, то у него возникло законное право пользования, с ним уже заключен договор найма жилого помещения, что и подтверждается выпиской из финансово-лицевого счета.

 

7.   Аргументация и действия  УЖО:

·        В трудовых отношениях с предприятием человек не состоял.

Разъяснения:

   Незаконно.

  В советском и российском жилищном законодательстве никогда не существовало и не существует нормы о том, что в общежитие может быть вселен только работник того предприятия, в ведении которого находится данное общежитие.


8.   Аргументация и действия  УЖО:

·        «Согласно ст. 671 Гражданского кодекса указанный договор (по которому гражданин проживал до передачи здания в муниципалитет) является договором коммерческого найма. Данное обстоятельство исключает возникновение у гражданина права на заключение договора социального найма либо распространения на заключенный договор положений договора социального найма».

Разъяснения:

  Ссылка на ст. 671 Гражданского кодекса несостоятельна, она не регулирует данные правоотношения.

  В момент передачи в муниципалитет автоматически изменяется правовой режим использования самого жилого помещения, вне зависимости от ранее возникших правоотношений сторон по договору найма жилого помещения, то есть вне зависимости от того, каким был правовой режим использования данного жилого помещения до передачи в муниципалитет.

  В статье 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в принципе отсутствуют нормы, устанавливающие различные правовые последствия относительно возникновения правоотношений по договору социального найма отдельно для различных категорий граждан.

  Необходимым и достаточным основанием для изменения правового режима использования жилых помещений, согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», является только то, что общежития были построены за счет государственных средств.

  Таким образом, все граждане, имеющие на момент передачи здания в муниципалитет право пользования жилыми помещениями в этом здании, независимо от времени и основания их вселения, проживают на условиях договора социального найма в муниципальном жилищном фонде социального использования.

  Жилое помещение автоматически становится жилым помещением социального использования, вне зависимости от желания Управления жилищных отношений.

 

9.   Аргументация и действия  УЖО:

·      Имеется право пользования другим помещением (например, в другом населенном пункте), на основании этого отказ в заключении договора социального найма.

Разъяснения:

   Незаконно.

  Данный вывод делается Управлением жилищных отношений только на том основании, что у гражданина имеется регистрация по другому адресу.

  Регистрация не является основанием для возникновения прав и обязанностей, об этом неоднократно заявлял Конституционный суд РФ. Таким образом, факт регистрации ни в коем случае не говорит о наличии права пользования другим жилым помещением. 

 

10.   Аргументация и действия  УЖО:

· «Жилые помещения в общежитиях, как установлено ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, относятся к специализированному жилищному фонду».

  «Статьей 94 ЖК РФ определено целевое назначение жилых помещений в общежитиях: по общему правилу они предназначены для проживания граждан в период их работы, службы или обучения».

  «В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ в случае перехода прав собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения».

Разъяснения:

  Ссылка на данные статьи ЖК РФ, и в первую очередь на ст. 102 ЖК РФ, несостоятельна, они не регулируют данные правоотношения.

  Данные правоотношения регулируются другой, специальной нормой. А именно – статьей 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», согласно которой переход здания в муниципальную собственность изменяет правовой режим использования жилых помещений в нем. Здание перестает быть общежитием, т.е. перестает относиться к специализированному жилищному фонду (о котором говорится в упомянутых УЖО ст. 92, 94, 102 Жилищного кодекса), становится обычным многоквартирным домом, входящим в муниципальный жилищный фонд социального использования.

  Этого не могут не понимать специалисты Управления жилищных отношений.


 Остальная информация вынесена в обще-тематический каталог статей


Новости
Вход на сайт
Статистика