Высоцкий Владимир.
Высоцкий Владимир Семенович родился
в Москве 25 января 1938 года, "Дом на Первой Мещанской, в конце" -
согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После
пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной
Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои
семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг,
которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть
актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный
институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в
новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом
Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей,
без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя
курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум
часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с
тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться,
есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", -
сказал тогда Владимир Семенович.
Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до
сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого
пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир
Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и
Лжи", посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в
начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не
воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.
Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную
лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная
лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том,
что пора его творческой юности кончилась."
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит
в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него
"своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой
человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я
несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну
песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти
минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов.
Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей,
Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием
Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание
Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко.
Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему
проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей
Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре были
киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале
"Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не
быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и
Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина
Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты.
"Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий:
"Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту
роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот
вечер", - вспоминает Говорухин.
И действительно, персонаж получился очень
реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный
персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД,
капитану Жеглову".
А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в
его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма
"Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о
встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство
произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля.
"Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый
молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг
привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и
я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает,
потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его
молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были
знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с
Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с
ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." -
успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы
Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
"Работать надо!" - была его любимая
поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа,
остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после
спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим
чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро,
Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы:
военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней,
чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики,
слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем
писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном",
были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все
считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне:
"Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой
работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни
ночью."
...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила,
казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это
время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было
вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один
человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
"Кому сказать спасибо, что - живой!"
- написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня,
благодаря людской памяти питавшейся и питающейся по сей день его
стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями и песнями.