р. Улс – р. Вишера   2007 г.

рУлс - река протекает в Пермском крае. Устье реки находится в 233 км по левому берегу реки Вишера у посёлка Усть-Улс. Длина реки составляет 89 км, площадь водосборного бассейна 2190 км².

рВишера - река в Пермском крае России, левый приток реки Камы (впадает в Вишерский залив Камского водохранилища). Длина — 415 км, площадь бассейна — 31 200 км². Средняя высота водосбора реки составляет 317 метров. Средний уклон реки — 0,2 м/км. Пятая по длине река Пермского края, одна из наиболее живописных рек  Урала. Начинается на северо-востоке края, на границе с Республикой Коми и Свердловской областью. Протекает главным образом по предгорьям Урала, имея большей частью характер быстрой горной реки, текущей в узкой долине; много мелей и порогов. В бассейне распространены карстовые явления.

Маршрут этого сплава зрел с зимы. Коллега по работе подогнал программу Google Earth, для меня это стало очень ценным приобретением. На собственном опыте зная как легко не соответствует современная сеть дорог с топографическими картами, большинству которым уже больше 20-и лет. Благодаря «Гуглозему» я увидел, что к р. Улс и даже намного дальше идет хорошо читаемая дорога, родился маршрут сплава с обязательным посещением водопадов на р. Жигалан.   (См. Фотоальбом)

День 1-й,   17 августа

Итак, поехали. Команда наша состояла из 6 человек, в том числе ребенок 10 лет. Забросить до места нас любезно согласился наш общий знакомый на пассажирском «Соболе». Погода отличная, настроение тоже, водитель тем не менее чем то обеспокоен. Часто поглядывает на указатель уровня топлива, пару раз спросил, что это мы такое тяжелое везем в рюкзаках.

Первая остановка у стелы на границе Европа – Азия. Фото, видео сессия и вдруг замечаем мокрый след за нашим микроавтобусом. Неужели приехали, сплаву конец не успев начаться. В этом месте хорошая сотовая связь, звоним домой и нам говорят, что в том месте где стоял «Соболь», сейчас огромная лужа солярки. Короче метили мы трассу от самой Перми. Оказывается, вчера вечером был заменен топливный насос. Снимаем насос и выясняется, что слегка повреждена шайба отвечающая за герметичность. С помощью напильника и какой то матери привели эту шайбу в надлежащий вид, ставим на место насос и о чудо, топливо не вытекает. Едем дальше, водитель снова смотрит на указатель и одобрительно качает головой. На отвороте на Качканар стоит пост ДПС. Подошли к инспектору ГАИ для уточнения дороги на Североуральск, ч/з Качканар он ехать не советовал, хоть это и немного ближе, а лучше дать небольшой крюк, но по хорошей дороге. В 1800 мы были в Североуральске, прикупили хлеб и уже по грунтовке поехали обратно в Европу. Дорога в хорошем состоянии, до р. Улс около 80 км. Примерно в 2200 подъехали к мосту, отсюда и решили начать сплав.

День 2-й,   18 августа

Утром нас разбудили машины, которые идут сплошным потоком в сторону хр. Кваркуш. После завтрака начинаем собирать свои плавсредства. Было взято 2 катамарана двойки, и одна резиновая лодка. Подъехал УАЗ «буханка» и выгрузил 4-х сплавщиков из Добрянки, у них одна из лодок с мотором, по ходу сплава мы не раз с ними встретимся. После обеда все суда были собраны, и сплав начался. Река в этом месте спокойная и не широкая. Иногда пробуем кидать спиннинги, ловится мелкий хариус, большинство приходится отпускать, но 6 шт. все-таки замариновали

Ближе к вечеру неожиданно натыкаемся на завал, у которого рыбачат 3 мужика. С их слов завал в длину 200 - 300 м, но есть тропа, по которой этот завал обносят. Делать нечего, выгружаем вещи и готовимся к волоку. Пока перетаскивали каты, один из рыбаков сказал, что в этом году уродился кедрач и показал на кедр, туда тут же сбегал наш паренек и принес больше десятка шишек. Когда снова встали на воду, было решено искать стоянку. Нашли мы ее в устье р. Сурья – правый приток р. Улс. Стоянка прелесть, вокруг много черники и брусники, а вечером у костра под рюмку чая вели беседу и жарили кедровые шишки.

День 3-й,   19 августа

Погода по прежнему к нам повернута лицом. Судя по карте, совсем рядом находится устье р. Жигалан, на которой находятся водопады, посещение которых входит в наши планы. Но из 5-х взрослых только 2-е горят желанием их посетить и 1 ребенок. Я смотрю на карту и предлагаю встать в устье Жигалана и вдоль реки сбегать на водопады, до них примерно 3 км. Когда уже лагерь был собран и мы готовы были отчалить, к нам подошли вчерашние 3 рыбака. И какого черта я спросил у них совета, как лучше дойти до водопадов. Мой план они забраковали, и посоветовали пройти лучше по какой то визире, которая находится между двумя Жигаланами. И вот мы на воде, мне бы выйти да осмотреть устье Жигалана, как выяснилось позже, там отличная стоянка и тропа, но мы сходу проходим это место, а визиры не видать. И вот уже р. Ниж. Жигалан, тут становится ясно, что и визиру мы проскочили. Срочно причаливаем и едем искать эту визиру. Нашли мы ее с большим трудом, оказалась это заросшая просека и она совсем не проходима. В нашем деле главное не отступать и не сдаваться. Не долго думая, мы вдвоем быстро переобуваемся и прямо ч/з лес, держась правого берега Ниж. Жигалана пошли в сторону хр. Кваркуш. Вскоре вышли на дорогу, которая идет у подножья хребта. Идется очень весело, с одной стороны ГУХ, с другой хр. Кваркуш, красота.

Вот и остатки моста через р. Жигалан, отсюда вверх вдоль правого берега идет тропа на водопады с выходом на плато. Очень много стоянок, следы от костров, лавки, навесы, но все очень организованно и самое главное не разбросан мусор, а весь лежит в одном месте и потихоньку тлеет. Про водопады я узнал, когда прочитал книгу С. А. Торопова «По голубым дорогам Прикамья», но все равно не был готов к увиденному. Когда дошли до 1-го каскада, то уже стало ясно, что все не зря, ну а чем выше поднимались, тем шире открывались глаза. Но пора возвращаться. Обратно шли тем же путем, на все ушло около 15 км. Ребята уже разбили лагерь и успели насобирать 5 пакетов кедровых шишек.

День 4-й,   20 августа

Утром на реке сильный туман, а потом на пару часов зарядил не большой дождь. Встретили рыбака, назвался он Мишей, родом из Башкирии. В данный момент находится на заслуженном отдыхе, а в последние годы  проживает в Североуральске. Несколько лет назад срубил неподалеку избу с баней и на лето уезжает в эти края. К нему регулярно приезжают рыбаки из Свердловской области, привозят табак, соль, сахар, спички и т.п. Вот только сегодня утром одна компания уехала, и у него сильно болит голова от вчерашнего прощального вечера. Буквально за рюмку спирта он готов назвать все рыбные места, а нам что, да хоть за три, у нас этого добра хватает.

Впрочем рыбалка нас и так вполне устраивает. Подлечили немного Мишу, поговорили за жизнь, и дальше вниз по течению. Под вечер стоянку выбрали напротив скалы, где неплохо брал хариус. Наловили на уху и еще у костра запекли. Что называется - хорошо сидим.

День 5-й,   21 августа

Все очень долго спали, погода снова радует. Пока собирали лагерь, мимо прошел по реке мужичок на деревянном плоту. Почти на каждом перекате по не многу ловим рыбу. На одном из перекатов вдоль берега шли три туриста, спросили, далеко ли до Кваркуша, а сами идут с Золотанки. «Больные» люди эти туристы, я бы вот так вряд ли  пошел, как мне казалось тогда, а сам через 3 года аж 4 дня буду бродить по плато хребта Кваркуш, да еще с сыном 11 лет. В устье р. Кутим встретили сплавщиков из Добрянки, они тут уже 2 дня стоят, всем довольны, рыба клюет, водки еще много, приглашали в гости, но мы вежливо отказались и чуть ниже их тоже остановились на ночлег.

День 6-й,   22 августа

Ночью было очень холодно. После завтрака начал накрапывать дождь, который помог нам в рекордные сроки собрать лагерь и встать на воду. Начали попадаться рыбаки на лодках – челдонках с моторами. После обеда дождь прекратился, и хорошо стала брать рыба. На одном из перекатов напротив скалы, был пойман самый крупный за время сплава хариус

Под вечер снова пошел дождь, который прекратился только после 2100, когда мы уже стояли на стоянке, и даже на 5 мин. выглянуло солнце, которое тут же ушло за тучи.

День 7-й,   23 августа

Разбудили голоса рыбаков, которые на перекате ловили рыбу. Одни ловили на кораблик, другие, стоя прямо в реке. Тех, кто ловит в реке, называют «топтун», вероятно оттого, что они просто потихоньку идут (топают) вниз прямо по воде с длинной телескопической удочкой. Только собрали лагерь, пошел дождь, который продолжался до вечера, рыба тем не менее брала очень хорошо. К 1700 подошли к Золотанке. Название этого поселка говорит само за себя, когда-то здесь добывали золото. В поселке есть школа, магазин, почта. Нам как раз нужно было пополнить запасы продовольствия. В магазине очень много народа – сегодня день завоза продуктов, это мы удачно зашли. Купили мы все необходимое, не забыли и про ребенка, который наравне с взрослыми терпит все тяготы и лишения этого сплава и  вернулись к реке. В это время к берегу подошли 2 катамарана «четверки», 2 девушки, 7 молодых людей и  один мужик. Девчушки, как положено, были одеты в дождевики, напомню, весь день шел дождь и было очень прохладно, а вот остальные были одеты так, словно они на пляж пришли, в футболках, шортах, кроссовках, естественно они все были насквозь мокрые и дрожали так, что говорить не могли. Мужику не с первого раза удалось у нас спросить, далеко ли до Вая, и они очень  расстроились, когда поняли, что сегодня им никак не дойти. А дело было как, сплавлялись они по р. Пеля – левый приток Улса, река эта как выяснилось для сплава не очень подходит, она вся перегорожена упавшими деревьями, и чтобы обнести эти завалы, они несколько раз разбирали каты. Каждый раз они резали веревки, которыми были связаны рамы, в итоге веревки у них кончились и на данный момент рамы кое- как был скреплены скотчем. Вот и решили они аварийно выброситься. Это конечно уже не сплав, а экстрим какой то. Позже, когда мы чуть ниже Золотанки разбивали лагерь, мы предлагали им встать рядом с нами, у нас уже вовсю горел костер, но они вежливо  отказались, а в глазах была такая тоска, что нам оставалось им только посочувствовать.

День 8-й,   24 августа

Погода снова повернулась к нам лицом, светит солнце, воздух прозрачен и свеж. Настроение подстать погоде, тем более что вчера был праздник живота. Течение реки довольно быстрое, и по прежнему много перекатов, но рыба сегодня клюет как то неохотно. На месте, где, когда то был мост, ведутся какие то работы, на левом берегу стоит новая изба, а поперек русла вбиты вешки и работал бульдозер (в следующем году на этом месте уже будет стоять новый мост). Очень часто встречаются утки, но по ним стрелять нельзя, открытие сезона завтра. Ружье у нас было, но использовали мы его один раз – на одной из стоянок стреляли по пням. К вечеру дошли до устья р. Улс, в р. Вишеру решили не заходить, а прямо на поляне левого берега встать на стоянку. После ужина придумали развлечение – из пластиковых бутылок сделали «морду», накрошили туда хлеб, и ч/з некоторое время было поймано около 1 кг вандышей. Все это дело засолили и пожарили в масле на крышке от котелка, получилось не плохо.

День 9-й,   25 августа

Утром очень холодно и сильный ветер. По быстрому завтракаем и начинаем собирать лагерь, в это время к нам с визитом пожаловали наши старые знакомые из Добрянки. У них за время сплава случилось несколько потерь, у одного сломалась лопасть от весла, а на моторной лодке оторвали транец. Зато вчера они подстрелили утку. Тут начал накрапывать дождь, который все усиливался. Когда вошли в Вишеру, то лил он совсем по взрослому, плюс сильный встречный ветер. В Вишере очень сильное течение, много островов и перекатов. Пробуем забрасывать спиннинги, но ветер такой силы, что снасти возвращаются  обратно, словно бумеранги. Видимо про рыбалку сегодня придется забыть. Запас времени у нас большой, и сегодня мы никуда не торопимся, до п. Вая осталось каких то 6 – 7 км, там же конечная  точка нашего сплава. Машина придет за нами только завтра. Несколько раз причаливаем к берегу и собираем грибы на ужин. Когда подошли к Вая, дождь прекратился, а когда уже перед паромной переправой на берегу разбирали наши суда, то вообще выглянуло солнце. Вот такой негостеприимной для нас была сегодня р. Вишера.

Хотя надо отдать ей должное, на подходе к паромной переправе, напротив скалы, у одного из нас клюнул на поппер таймень. Вся команда участвовала в его выуживании, таймень боролся так, что вокруг  него вода просто кипела, в итоге снасть он оборвал. Респект и уважуха такой рыбе. Вот такое получилось замечательное завершение нашего сплава.