Иван Крузенштерн.
Иван Федорович Крузенштерн
родился в Хагудисе в Эстонии 8 ноября 1770 года. Выходец из дворянской семьи, в
восьмидесятых годах он обучался в Кадетском корпусе, откуда впоследствии был
послан Русско-шведскую войну, где поучаствовав в нескольких сражениях, был в
1790 произведён в звание лейтенанта. Биография Крузенштерна изобилует
примечательными фактами, позволяющими понять, что мы имеем дело с незаурядной
личностью, судьба которой изначально обещала быть нетривиальной.
В период 1793–1799 он служил на английских
судах, воевал с французами и успел побывать на Бермудах и Барбадосе. Досрочно
был выпущен из корпуса и переведён в мичманы на 74-пушечное судно «Мстислав».
По возвращению на родину, уже капитан-лейтенант, Крузенштерн Иван Федорович
представил на суд императора Александра I свой первый экспедиционный проект,
который был непосредственно вдохновлён актуальной на тот момент идеей о
возможности выгодной пушной торговли с Китаем. Изначально воззрения его были
под сомнением у многих критиков, и не слишком серьёзно воспринимались властью.
Однако позже, когда очевидной оказалась неэффективность торговых путей по
сухопутным маршрутам, задумку стали понимать иначе, и её перспективы были
оценены по заслугам.
Казалось, биография Крузенштерна готовила ему
особенный путь. В 1802 году этот замысел обрёл новое измерение в свете
необходимости налаживания сообщения между портами Балтики и Аляски, и император
поручил мореплавателю возглавить первое кругосветное путешествие с целью
развития внешних отношений государства российского. Впоследствии именем
первопроходца назовут множество географических объектов, а вот само событие,
которое послужило началом великих свершений, это уже абсолютно новая история.
Первое русское кругосветное путешествие.
Славное путешествие Крузенштерна началось в
августе 1803, два парусных шлюпа: «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта, чтобы
отправиться в далёкий и непростой путь. Первый корабль возглавил Н.П. Резанов,
а второй Ю.Ф. Лисянский. Основной задачей их стало исследование мест в устье
Амура для нахождения новых маршрутов, которые были заветной целью русского
Тихоокеанского флота. Крузенштерн и Лисянский были давними знакомыми и
однокашниками, с этого момента им многое пришлось пережить вместе.
Достигнув бразильского острова Санта-Катарина,
экспедиция обнаружила, что на «Неве» требуется замена двух мачт, после
небольшой стоянки корабли отправились дальше и пересекли экватор. С этого
момента Крузенштерн и Лисянский уже могли гордиться своими заслугами перед
отечеством. Соратники восприняли с ликованием этот факт, поскольку русский флаг
впервые попал в Южное полушарие, что на тот момент стало действительно
революционным моментом.
20 февраля 1804 флотилия обогнула мыс Горн,
после чего ввиду экстремальных погодных условий разделилась. К концу апреля
Крузенштерн добрался до Маркизских островов. 28 апреля кругосветное путешествие
Крузенштерна вновь воссоединило своих участников: «Нева» и «Надежда»
встретились в порту Анна-Мария на известном впоследствии острове Нукагива. По
пути было зафиксировано ещё несколько островов, в частности Фетуга и Уагуга.
Пройдя через Вашингтоновы острова первое
русское кругосветное путешествие продолжилось в северном направлении. 26 мая
близ Гавайских островов «Нева» и «Надежда» опять разошлись: первый корабль
отправился в сторону Аляски, а второй пустился к берегам Камчатки и Японии.
Эскимосский остров Ингалик, принадлежащий США, до сих пор имеет официальное
название - остров Крузенштерна.
Корабли вернулись на родину разными путями:
«Нева» прибыла в Кронштадт в июле, в то время как «Надежда», которая пошла
Японским морем, вернулась лишь в августе. Так обрело своё успешное завершение
легендарное кругосветное путешествие Ивана Крузенштерна.