р. Кадь – р. Яйва   2005 г.

р. Кадь — река в России, протекает в Пермском крае. Устье реки находится в 230 км по левому берегу реки Яйва. Длина реки составляет 76 км, площадь водосборного бассейна 570 км². Протекает в малонаселенной таежно-гористой местности. По берегам много скалистых выходов, которые опасны во время сплава. На всем протяжении реки в русле много камней.

рЯйва — горная река. В переводе на русский язык означает «мясная вода»; «яй» — мясо, «ва» — вода.  Начинается на западном склоне хребта Малый Кваркуш около горы Бурнимский Камень (813,0 м), впадает в Каму слева. Длина реки 304 км, общая площадь водосбора — 6250 км², средняя высота водосбора — 297 м. Средний уклон — 1,0 м/км. В верховьях долина Яйвы неглубокая, берега покрыты елово-пихтовой тайгой, сосновыми борами и болотами. Весенний ледоход начинается около 25 апреля в нижнем течении и продолжается до 5-7мая в верхнем. Самая высокая вода в половодье бывает около 20 мая. Осенний ледостав начинается с верховьев в середине октября.

Сплав состоялся в конце августа 2005 г. Никто из нас до этого момента по этим рекам не сплавлялся, поэтому это была своего рода разведка.   (См. Фотоальбом)

Команда из 5 человек. Плавсредства:  2-х местный катамаран, 3 резиновые лодки.

День 1-й,  27 августа

Заброска из Перми на УАЗике до п. Яйва. От Яйвы нужно еще проехать какое то расстояние по грунтовке до реки. Поэтому в поселки мы забрали хорошего человека для того что бы он потом отогнал транспорт обратно, т.е. к месту выброски. Вообще то дорог ведущих к рекам оказалось очень много. Почти все они проезжаемы даже для легковушек. На карте километровке многих из них нет, да и карта у нас была только самой реки. Поэтому ехали мы только по направлению к реке. Вдоль дороги идет колея из бетонных плит, но ехать по ним очень опасно из-за торчащей арматуры. Примерно через 70 км мы выехали к реке. Мост через Кадь полуразрушен, а на берегу сидят у костра егеря. В каком месте мы выехали к реке, мы не знали. Пришлось уточнить у егерей. Оказалось мы выехали к самому нижнему мосту и до устья осталось около 10 км. Мы конечно планировали начать сплав несколько выше по реке, но как выяснилось позже так вышло намного лучше. Уровень воды довольно низкий, но на первый взгляд для сплава достаточно (как мы ошибались). Прямо на отмели мы начали собирать суда. С лодками проблем не было, а вот катамаран мы вязали первый раз, т.к. куплен он был месяц назад. Катамаран производства "Aqua-sport" г. Пермь. Через 3 часа мы были уже готовы к сплаву. Настроение прекрасное, погода тоже. На реке из воды торчат много небольших камней, приходиться часто проводить суда между ними. Через 2,5 км встали на стоянку. Развели костер, разбили лагерь и после ужина расчехлили удочки. Даже пытались ловить рыбу, правда ничего не поймали. Решили что рыбу наловим завтра в Яйве. Ведь до нее всего 7,5 км.

День 2-й,  28 августа

Утром солнечно и тепло. Без особых задержек снялись со стоянки и взяли в руки весла. Но уже через 200 м за поворотом опять появились камни торчащие из воды.

Причем количество их все росло. В общем большую часть времени приходилось тащить лодки и кат за собой. Тут еще солнце стало припекать. Встав в обед на перекус прикинули, что прошли всего 2 км. Получалось что средняя скорость 1 км/ч. Маловато однако. Вскоре камни стали увеличиваться в размерах. Идти по ним стало совсем не удобно, и к тому же они очень скользкие. Один из участников как то нелепо наступил на один из таких камней и плашмя упал в воду. Еще через какое то время река стала сужаться, соответственно уровень воды стал подниматься, у нас блеснул лучик надежды, что вот сейчас начнется сплав. Но не тут то было. За очередным поворотом появились такие каменюки, одним словом называются они тулумы под 2 м. высотой. Приходилось буквально прыгать по ним чтобы между ними провести суда. Скорость упала до 0,5 км/ч. Особенно досталось водителям ката. Короче до устья мы не дошли 3 км. Был уже вечер и встали на стоянку прямо на крутом склоне правого берега. Спали как младенцы.

День 3-й,  29 августа

С утра начали разрабатывать стратегию дальнейшего продвижения. Были предложения даже вернуться, но это быстро пресекли.  Решили идти челноком. Вдоль левого берега идет хорошая рыбацкая тропа. Уносили рюкзаки по тропе на какое то расстояние вниз по течению. Потом возвращались и тащили порожние лодки  по воде. Тулумы закончились, но камней среднего размера все равно очень много, уровень воды чуть выше щиколотки, русло совершенно не читается, по всей ширине реки сплошные верхушки камней. Иногда резко останавливаешься  и долго выбираешь куда же идти. Во второй половине дня мы все таки достигли устья и вышли к Яйве. Но тут перед нами открылась картина, которая повергла нас в ужас. После впадения Кади, русло Яйвы очень сильно расширилось, а вода словно растеклась, т.е. ее опять мало и тоже торчат камни, правда в меньшем количестве. Решено пройти немного вниз по течению и встать на стоянку, а завтра с утра решить на трезвую голову, что делать дальше.

День 4-й,  30 августа

Как и предполагалось с утра мы взглянули на вышеописанные события под другим углом. Решили что хуже быть уже не может и потому сплав продолжается. И действительно уже через 3 км характер реки существенно поменялся в лучшую сторону. А после ур. Якуниха мы даже стали брать в руки удочки и облавливать перекаты. Вскоре прошли левый приток Яйвы р. Чикман. Напротив д. Сухая стоят местные рыбаки. Чуть ниже мы тоже стали ловить и случилось чудо, каждый поймал по хариусу. Стали попадаться скалы, на стоянку встали на правом берегу ниже скалы Холодная. На ужин была уха. Одним словом жизнь наладилась.

День 5-й,  31 августа

Проснулись поздно. Всему виной вчерашняя уха, даже не уха, а то что под нее полагается.

Пока собирали лагерь, поймали еще пару рыбешек. Забегая вперед скажу, что рыбалка была не очень. В этот день мы прошли правый приток Яйвы р. Ульвич. В его устье прогулявшись вдоль берега насобирали грибов. В этот день все было буднично. На стоянку встали ниже ск. У Креста прямо на каком то острове. Правда где то около 2-х часов ночи мимо нас прошли местные рыбаки вверх по течению.

День 6-й,  1 сентября

Сегодня 1 сентября, День знаний. Наши дети сегодня нарядные идут в школу, правда об этом мы вспомнили только после обеда. В любом походе, когда ты один на один с природой несколько притупляется чувство времени. Сплав же в свою очередь набрал свою силу, а мы свои силы бросили на ловлю хариуса. Первого более менее приличного поймали в районе Ерзовки, но он же оказался в том месте и единственным. Второй экземпляр, покрупней первого был пойман на перекате перед Верх. Яйвой, он тоже оказался единственным. Потом ловилось много мелочи, которую приходилось отпускать. Стали попадаться местные рыбаки на лодках чалдонках. На стоянку остановились в устье реки Чаньвы, левого притока Яйвы.

День 7-й,  2 сентября

С утра светит солнце, и вообще погода нас очень баловала до этого дня. Не разу не доставали дождевики. Яйва очень красивая река на которой есть много скал. Особенно выделяется ск. Тихий Камень. Видно ее из далека. У подножья скалы отличный перекат и оборудованная стоянка к которой подходит дорога.

На этой стоянке мы организовали полноценный обед. Развели костер и сварили суп. Как цивилизованные люди сидя на скамеечках за столом мы плотно поели и спонтанно приняли решение подняться на эту скалу. Для этого надо перебраться на другой (правый) берег где рядом с аншлагом идет на вверх тропа. Подъем не сложный и много времени не занимает. Вид со скалы очень красивый. Когда спустились обратно и сели в лодки то пошел дождь, но когда мы подошли к п. Камень он прекратился. В Камне ребята купили кое какие продукты ну и конечно пиво под соленый хариус, правда его не много, ну да нечего, главное процесс. Ночлег организовали в 1,5 км ниже поселка.

День 8-й,   3 сентября

«Пить надо меньше!» - вот девиз этого дня. После завтрака во время сборки лагеря к нам вдруг неожиданно подошел какой то дядька с огромным ножиком и такими же огромными кудрями на голове. Оказалось его палатка стоит в 30 метрах от нас и мы полночи не давали ему спать. Зовут его Саня, сам он с Александровска, сплавляется один на резинке одноместке. Мы посетовали на не очень хорошую рыбалку, на что он ответил – рыбалка вполне нормальная. Просто ловит он на другую снасть. У нас искусственные мухи, а он ловит на ручейник. Короче лохи мы чилийские. За разговором выяснили что в Александровске он довольно авторитетный человек и все его знают там как «Панасоник». Пока разговаривали, вдруг пошел дождь, а т.к. лагерь мы собрать не успели, то решили переждать его под тентом.

Двое наших несознательных товарища чтоб скоротать время решили немного употребить. Естественно одной не обошлось. Вообще то у нас правило – с утра ни капли, вода как известно пьяных не любит. В итоге, когда прекратился дождь и мы были готовы сняться с лагеря, эти двое решили поспать. Через 2 часа их величество проснулись. Наконец то мы на воде. Пытаемся ловить рыбу, но этим двоим так хорошо, что им совершенно не до рыбалки, и они уходят вперед, причем один из них на катамаране и вскоре они скрылись из виду. Когда через полчаса мы их догнали, то тот который был в лодке – умудрился зачерпнуть воды и в лодку и в сапоги, а который управлял катам – каким то образом загнал его под упавшее дерево. Каким то чудом не пропоров баллоны и не поломав спиннинги. В общем  все обошлось, вот поэтому - «Пить надо меньше!»