р. Кадь – р. Яйва     2006 г.

2-я попытка

рКадь — река в России, протекает в Пермском крае. Устье реки находится в 230 км по левому берегу реки Яйва. Длина реки составляет 76 км, площадь водосборного бассейна 570 км². Протекает в малонаселенной таежно-гористой местности. По берегам много скалистых выходов, которые опасны во время сплава. На всем протяжении реки в русле много камней.

рЯйва — горная река. В переводе на русский язык означает «мясная вода»; «яй» — мясо, «ва» — вода.  Начинается на западном склоне хребта Малый Кваркуш около горы Бурнимский Камень (813,0 м), впадает в Каму слева. Длина реки 304 км, общая площадь водосбора — 6250 км², средняя высота водосбора — 297 м. Средний уклон — 1,0 м/км. В верховьях долина Яйвы неглубокая, берега покрыты елово-пихтовой тайгой, сосновыми борами и болотами. Весенний ледоход начинается около 25 апреля в нижнем течении и продолжается до 5-7мая в верхнем. Самая высокая вода в половодье бывает около 20 мая. Осенний ледостав начинается с верховьев в середине октября.

Сплав состоялся с 12-го по 23 июня 2006 года. Команда состояла из 4-х человек, все люди с прошлогоднего сплава, да и маршрут не сильно отличался.   (См. Фотоальбом)

Маршрут: р. Кадь – р. Яйва.   Плавсредства: 2 двухместных катамарана "Aqua-sport".

День 1-й,  12 июня

Первоначально у нас была задумка заброситься на р. Губь. Это левый приток в верховьях Яйвы. Но как говориться - гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В то время я не слыхал еще про Google Earth, хотя нам в помощь был предоставлен навигатор "Garmin”. Про множество дорог я писал в отчете «Сплав 2005», и в этот раз были подготовлены все необходимые топографические карты. Из всего изобилия дорог в этот раз нам удалось выбрать нужную, но свернули к реке несколько раньше и вышли к остаткам моста в районе  избы Исака. Но за 1,5 км до реки мы засадили УАЗик, и на его выдергивание убили 5 часов. Пришлось транспорт отпустить обратно, а самим уже пешком добираться до реки. Уже за полночь мы вышли к Кади, быстро разбив лагерь очень уставшие легли спать.

День 2-й,  13 июня

Всю ночь лил дождь. Утром лить перестало, но в течении дня дул сильный ветер и периодически поливало. Прикинув по карте расстояние до Губи решили эту затею оставить до лучших времен и начать сплав отсюда. Довольно долго вязали рамы для катов, вообще как то все делалось медленно, сказывалась усталость от вчерашнего off road. Воды в реке много. Вывод – по Кади надо сплавляться не позже середины июля, а то и раньше. Когда занимались стапелем, мимо нас прямо по реке проехала "Волынь" с рыбаками. Только ближе к вечеру удалось взять в руки весла. Река тянет очень хорошо, и через 5 км решили встать на стоянку где то перед  р. Холуистая правого притока Кади.

День 3-й,  14 июня

С утра вяжем снасти, т.к. перекатов много и все на наш взгляд перспективные. И точно, уже через полчаса пойман первый хариус. В этот день и последующие все располагало к рыбалке, и погода и река и мысли и т.д. Часто вспоминаем сплав прошлого года, когда уровень воды уже перед устьем был чуть выше щиколотки и мы практически 2 дня не брали в руки весла. А сейчас, красота, воды много, она чистая, да к тому же клюет рыба. Сейчас у нас средняя скорость тоже низкая, но совершенно по другой причине, стараемся прощупать каждый перекат. Световой день в это время очень длинный, поэтому на стоянку встали поздно в районе р. Плясовая прямо на каком то острове, где было очень много дров.

День 4-й,  15 июня

Погода настроилась окончательно. Характер реки не изменился, даже встречаются маленькие скалки. Через несколько километров река сделала резкий поворот на юг и перед нами во всей красе предстала г.  Молчанский Камень (713,1 м.), а слева на высоком берегу стоит изба.

Изба в отличном состоянии и судя по оставленным надписям она в довольно преклонном возрасте. Надписей много, география довольно обширная, есть и очень резкие, например мы долго смеялись над надписью оставленной в конце июля прошлого года. Дословно я ее привести не могу (в плане цензуры), но смысл такой: «В пути мы 4-й день, очень замучились идти, воды совсем нет, очень жарко и много оводов, прощайте други !». Как мы их понимали. Как хорошо, что в том году мы сбились с пути и выехали к реке не в том месте. После этого места река начала меняться. Тяга по прежнему хорошая, но камни в реке стали заметно увеличиваться в размерах. Скоро подошли к месту прошлогоднего стапеля. Мост еще сильней разрушился, а перед ним сооружена переправа из дорожных плит. Эту переправу пришлось обносить и вскоре мы уже были на месте 1-й прошлогодней стоянки, тут решили и заночевать. Вечером мимо нас прошли молодые ребята с удочками, сказали ловят на червя и клюет на их взгляд как то не очень. Мы мысленно с ними не согласились, нас все устраивает, только вот солнце стало печь нещадно, у двоих сильно сгорели руки и носы, а так все прекрасно.

День 5-й,  1июня

Начиная с этого места начинаются знакомые места, и прекрасно знаем, что нас ожидает впереди. А ждут нас сегодня – тулумы. Уровень воды в Кади приличный, размеры тулумов впечатляют, и поэтому мы прекрасно понимаем всю опасность того спецучастка. Закрепив как следует вещи мы отчалили от берега. В нескольких местах пытались ловить рыбу, но безрезультатно. И вот началось. Русло реки заметно сузилось, а вдалеке стал слышен шум, даже не шум, а гул. Из воды торчать только верхушки 2-х метровых тулумов. Мы с напарником надо заметить впервые управляем катамараном, и тут проявилось в полной мере отсутствие навыков. Мы постоянно налетали на каменюки, приходилось ногами от них отталкиваться, несколько раз нас разворачивало на 1800 и некоторое время мы шли кормой вперед, короче полные чайники. Но все когда ни будь кончается и вот мы уже бороздим воды р. Яйва. Ниже устья Кади есть пара островов, к одному из них решили причалить и перевести дух. И тут к ужасу заметили, что наша рама на кате держится на одном честном слове – только на вязках с внутренних сторон баллонов, а наружные все вышли из зацепления. Короче еще и раму то мы связали как лошары какие то. На скорую руку закрепив места соединения и нервно похихикав пошли облавливать перекат.

Довольно скоро поймали несколько рыбин, вдруг вдали увидели какую то движуху со стороны ребят второго ката. Они что то громко кричали, махали руками, бегали друг за другом со спиннингами в руках. Оказалось у одного из них клюнул какой то монстр, ну естественно велась не шуточная борьба по выуживанию его на берег. Монстром оказался хариус на 800-900 гр. Сразу было принято решение вставать на стоянку в ближайшем удобном месте. Разбили лагерь на против острова Заболотный.

День 6-й,  17 июня

Решили организовать на этой стоянке, что то типа дневки. Все мы находимся в отпусках и к определенной дате не привязаны. Продуктов много, тем более клюет рыба. Двое из нас ушли вверх по реке к тому месту, где вчера клюнул «поросенок». Рано утром к тому же месту мимо нас прошли 2 рыбака. Мы остались ловить здесь. Ребята вернулись только после обеда и было заметно, что их надежды не оправдались. У нас здесь клевало тоже не очень хорошо. Решили оставшееся время провести на ремонт снаряги. Один из нас занялся клейкой дырявых сапог, а мы рамой катамарана. Раму полностью разобрали и связали по новой с учетом всех выявленных недочетов. Кстати на навигаторе я нашел опцию, как прогноз погоды и рыбалки. Про погоду он сказал: «Так себе день», а про рыбалку примерно тоже самое. Да, с чувством умора у команды "Garmin” все в порядке.

День 7-й,  18 июня

С утра на реке очень густой туман. Солнце сквозь него начало пробиваться только после 10 часов. Пробовали покидать спиннинги, но не одной поклевки. Быстро собрали лагерь и в путь. На перекатах стал брать хариус. В ур. Якуниха стоит машина вчерашних рыбаков с Березников. Где то перед островом Ташавитинский на одном из перекатов мы задержались на
целый час, и за это время поймали порядка 20 шт. хариуса. Вскоре прошли левый приток Яйвы р. Чикман и причалили к берегу д. Сухая. Двое ушли в деревню, а мы с напарником остались. Ребята вернулись через полчаса с массой положительных эмоций от общения с местными жителями. За каких то 50 руб. им предлагали истопить нам баню. Магазина там нет, электричество тоже с перебоями. Один мужичок держит бортовой «Урал» и на нем они раз в неделю всей деревней ездят за покупками или в Камень или в саму Яйву. Также ловят рыбу и продают. Посовещавшись решили двигаться дальше. На стоянку встали на правом берегу ниже скалы Холодная. Кстати там же стояли и в том году.

День 8-й,  19 июня

Начались серые будни. Погода хорошая, настроение тоже. Умеренно стабильно ловится рыба. Даже выловили из реки щуку на примерно 15 кг, правда была она уже мертвая. Своей ли она смертью умерла или кто помог не понятно. Только на голове небольшая ссадина. В общем сфоткались мы с ней и оставили ее на берегу. А выловили мы ее перед устьем р. Ульвич. Время было к вечеру и на стоянку встали на левом берегу Яйвы перед нежилой деревней Гашкова. На ужин была отличная уха.

День 9-й,  20 июня

С погодой пока везет, с рыбалкой тоже. Только вот вчера кончился спирт. Под уху он уходит в 2 раза больше, а в этот сплав мы уже едим ее 3-й раз. Так что сегодня и последующие дни будут днями здоровья. Снялись со стоянки довольно поздно, ближе к обеду. Справа на высоком берегу видны покосившиеся домики нежилой деревни Гашкова. Мы с товарищем решаем посетить это место. Да, умели выбирать место под жилье наши предки. Внизу течет Яйва и тут же маленький приток р. Брюханка. Когда то тут кипела жизнь, дворов довольно много, часть домов вывезли, а на окраине брошен комбайн и еще какая то сельхозтехника. Много кустов смородины и земляники, нарвали пучок листьев того и того – вечером чай заварим.

День 10-й,  21 июня

Ночевали на левом берегу ниже д. Ерзовка, ныне тоже не жилая. Проснулись рано, все таки начались дни здоровья, по реке стелется туман. Оперативно собираем лагерь и уже через 100 м. начинаем бросать спиннинги. Попытки наши тут же вознаграждаются, ловится приличных размеров хариус. Короче спать надо меньше. Но опять же мы не на заготовку приехали, все таки отдыхаем.

Днем прошли ск. Тихий Камень  и к вечеру подошли к д. Камень. В этот сплав я впервые взял с собой видеокамеру, а т.к. был уже 10-й день, то аккумулятор уже почти разрядился и мы решили попробовать его зарядить, зарядное было у меня с собой. В общем без особых проблем нашли человека который любезно согласился предоставить в наше пользование свою эл. розетку. В доме этом проживает пожилая пара, дети у них взрослые живут где то в городах, на лето привозят внуков. Пока говорили за жизнь, аккумулятор зарядился. В благодарность мы оставили им часть продуктов. На берегу пока пили пиво с соленым хариусом, подошел местный дядька. У него сын где то учится в Перми. Посмотрел наши снасти и забраковал их. Ловят они только на двойники. За консультацию мы подарили ему карты километровки этой местности. Пора было искать стоянку. Остановились в месте, где в том году стоял Саня с Александровска, он же Панасоник.

День 11-й,  22 июня

Сегодня реально дойти до Базы, а там уже берет сотовая связь, т.е. при определенных условиях сплав может закончится уже вечером. Все же решили не торопится, продуктов по прежнему много, так же как и свободных дней, хотя все чаще задаешься вопросом: «А как же там дела дома, на «материке»?». На реке стало все больше встречаться людей, как рыбаков так и наших коллег. После правого притока р. Ик нас обогнали 2 шестерки. На одной сидели полностью взрослые, а на другой дети человек 15, все в плавках и постоянно ныряют в воду. Рыба стабильно ловится, поэтому ходовая скорость у нас довольно низкая и к Базе мы подошли уже где то в 23:30. Большой плюс июньского сплава, это очень продолжительный световой день, а сегодня летнее солнцестояние. Ребята поднялись на гору и пытались позвонить нашему человеку в Яйву, но что то у них не срослось. Решили встать на стоянку на месте где раньше когда то был паром. Здесь многие завершают сплав (как и мы в том году), кругом рамы от катов и очень много бытового мусора. Становится стыдно за нашего брата, как будто завтра конец света, а этот сплав последний в жизни и самое обидное, что все это видят дети. К примеру в соседней Свердловской области с этим делом все намного лучше, но это уже как говорится совсем другая история.