Марко Поло.
Марко Поло (1254 – 1324) был простым венецианским купцом, но оставил о себе память как о величайшем путешественнике. Его странствия высмеивали и рассказы о них называли нелепыми баснями. Но Марко Поло даже на смертном одре утверждал, что это правда – всё то, что он поведал миру.
Сентябрь 1298 года. Морское сражение при
Курзоле между Венецией и Генуей. Военное счастье подвело венецианцев: их флот
был разбит. В плену оказались семь с половиной тысяч человек. Среди них – Марко
Поло. Как получилось, что этот купец с судьбой путешественника стал командиром
корабля венецианского флота, история умалчивает. Мы знаем другое. В тюрьме он
попал в одну камеру с Рустичелло из Пизы. Пизанец умело владел пером и до
своего пленения писал рыцарские романы. А Поло – о, ему было о чем рассказать!
Он говорил – Рустичано записывал.
«Государи и императоры, короли, герцоги и
маркизы, графы, рыцари и граждане, и все, кому желательно узнать о разных
народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать ее
себе; вы найдете тут необычайные диковины и разные рассказы о Великой Армении,
о Персии, о татарах, об Индии и о многих других странах; все это наша книга
расскажет ясно по порядку, точно так, как Марко Поло, умный и благородный
гражданин Венеции, говорил о том, что видел своими глазами, и о том, чего сам
не видел, но слышал от людей нелживых и верных. Всякий, кто эту книгу прочтет
или выслушает, поверит ей, потому что все тут правда».
Так в Генуэзской тюрьме на
исходе XIII столетия два узника оставили след на века.
В 1298 году Марко Поло принял командование
военной галерой, которая участвовала в сражении с генуэзским флотом у острова
Курцола. Попав в плен, о н находился в заключении в Генуе, где и познакомился с
литератором Рустичелло из Пизы, который в темнице, под диктовку Марко, записал
книгу его путешествий. Каких только названий не было у книги Марко Поло. «Иль миллионе»,
то есть «Мильон», например, потому что говорил автор о фантастических вещах и
огромных цифрах – только о миллионах. В Англии ее и поныне называют
«Путешествия Марко Поло», во Франции – «Книгой Великого хана», в других странах
«Книгой о многообразии мира» или просто «Книгой». Сам Марко озаглавил свой
манускрипт – «Описание мира». Написанный на старофранцузском, а не на латыни,
он быстро разошелся в списках по всей Европе.
Новая столица монголов Ханбалык (нынешний
Пекин), юг и юго-восток Китая до границ с Бирмой и Тибетом. Только в Китайском
море Марко называет 7448 островов. Говорит о Японии, Индии, Мадагаскаре... Что
из этого он видел своими глазами? О России, например, писал он так: «Живут тут
христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык;
народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На
границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят,
только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай… Хочу сказать
еще кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в
свете в России; трудно от него укрыться».
Достоверные исторические источники ничего не
сообщают о жизни Марко Поло. По его собственным словам, он родился примерно в
1254 году в Венеции, а в 1271 году, когда ему было 17 лет, отправился с отцом
Никколо и дядей Маттео в путешествие по Востоку. У путешествия того была своя
предыстория.
Два брата Никколо и Маттео Поло
торговали. Торговали много. В Константинополе, в Крыму, в районе Черного моря,
на Каспии… Пока судьба не занесла их на Восток, ни много ни мало – в
монгольскую столицу Каракорум, ко двору внука Чингисхана хана Хубилая.
Покончив со своими дипломатическими заданиями,
после трех лет путешествий, братья Поло вернулись к Хубилаю и представили уме
юного Марко, сразу же завоевавшего симпатию хана.
Хан вопрошал их с интересом о делах Римской
церкви и обычаях христиан. И под конец отправил их домой с миссией: просить его
Святейшество Папу прислать сто ученых мужей, способных изложить христианство
разумно и убедительно самому хану и его придворным мудрецам.
Чингисхан оставил своим наследникам огромную
империю, простиравшуюся от Тихого океана до Черного моря. Велико было желание
христианского Запада заключить союз с монголами. Их боялись и одновременно
возлагали на них надежды. Боялись их безудержной и жестокой военной мощи. А
надеялись, потому как желали видеть союзниками в борьбе против мусульман.
В обратный путь к Великому хану братья Поло и
взяли с собой 17-летнего Марко. Его Святейшество Папа дал им в сопровождение
вместо 100 ученых мужей для просвещения правителя монголов двух монахов, да и
те скоро покинули венецианских купцов, отказавшись от тягот пути. Но караван
Поло уже нельзя было остановить.
«Известно, что пустыни кишат злыми духами,
которые лишают людей разума и губят их. Кто-то вдруг теряет силы, мучается
жаждой и отстает от каравана, слышит знакомые голоса, зовущие его по имени.
Идет на зов, теряет ориентир и умирает… даже днем слышен разговор духов. Иногда
доносятся звуки различных музыкальных инструментов, а еще более обычным будет
бой барабана».
Три года длилось путешествие ко двору хана.
Три долгих года суеверных страхов, тревог и лишений. Пустыни Такла-Макан и
Гоби. Опасности, возможность нападения разбойников и хищных зверей. И вот,
наконец…
На миниатюре изображен «Небесный город». Он
считался «самым лучшим, самым величавым городом в свете». Как пишет Марко Поло,
в городе было 12000 каменных мостов, соединявших дома и дворцы. Чтобы передать
огромные размеры города, художник специально «обрезал» картинку.
Красные крыши дворцов теснятся друг за другом,
как чешуя. Драконы, фениксы, журавли и другие сказочные звери на фронтонах.
Восьмиметровые стены, окрашенные в красный цвет.
Марко Поло был первым европейцем, описавшим Пекин.
В конце XIII века там было больше миллиона жителей. Бурлящая,
разноплеменная толпа заполняла улицы. То был крупнейший город мира. Как десять
Венеций, а Венеция была третьей по величине в Европе…
«Увидел Великий хан Марко – а тот тогда был
молодцом – и спросил: «Это кто?». – «Государь, – отвечал Никколо, – это мой
сын, а твой слуга». – «Добро пожаловать», – сказал Великий хан». Если все было
именно так, как в присущей ему лаконичной манере сообщает о своей первой
встрече с Хубилаем Марко, то можно сказать, что ангелы-хранители стояли за
спиной молодого венецианца. Разве не нарушили европейцы обещаний, данных
Великому хану? Разве не обманули ожиданий могущественного правителя, привезя с
собой вместо сотни ученых посланников христианской веры лишь письмо от
понтифика и маленький флакончик масла из священной иерусалимской лампады?
Семнадцать лет провел Марко Поло при дворе
великого хана. Как заслужил этот молодой итальянец, чужак и юнец, доверие Сына
неба? Он выполнял дипломатические миссии, собирал секретную информацию,
приглядывал за сбором налогов, даже губернаторствовал в провинции Янчжоу. И
наконец, главное — он привозил из своих поездок в дальние провинции путевые
заметки. Докладывал Великому хану о чудесах и диковинках удивительных земель
его империи, где и сам правитель никогда не бывал.
«В этой стране есть большие монастыри и
аббатства, которые выглядят как городки; в некоторых живут до 2000 монахов; они
стригут головы и бороды и устраивают празднества в честь идолов, причем поют
хором и носят горящие факелы…». «Люди Пашай», пишет Марко об обитателях в
регионе Кашмира, «великие адепты в колдовствах и магии». А потом вспоминает о
заклинателях акул, которые помогают ловцам жемчуга на Цейлоне. Читаем: купцы
«обязаны также платить тем людям, которые зачаровывают больших рыб, чтобы
предотвратить нападения на ныряльщиков, пока они находятся под водой в поисках
жемчужниц… Эти заклинатели рыб называются абрайаманами, и их чары имеют силу
только на один день, так как на ночь они снимают чары, чтобы рыбы могли
резвиться вволю. Абрайаманы эти могут зачаровать зверей, птиц и всякое живое
существо».
Крестьянин принес Хану Хубилаю мешок к
кусочками коры. Чтобы они стали деньгами, на них необходимо было поставить
императорскую печать, которую держит чиновник в острой шапочке. А еще Поло
пишет, совсем уже в стиле античных авторов, о двуногих змеях, имея в виду
крокодилов, о неправдоподобно больших рыбах, о единорогах, о птице Рух с
гигантскими крыльями, способной унести слона. Или о людях с ногами-зонтиками.
Сидят, мол, себе под солнцем и держат ноги, как зонтик над головой.
«Мир полон неизвестных чудес, – как будто и по
сей день вкрадчиво говорит нам Марко. – Я в них верю – поверьте и вы».
Есть, конечно, в книге Марко Поло и другие
истории – тонкие и глубокие наблюдения о религиозных обычаях азиатских народов,
романтические пейзажные зарисовки и бездна практической информации, начиная с
расстояний между населенными пунктами и кончая подробным перечнем полезных
ископаемых и ремесленных товаров. И потом, это он, Марко Поло, поведал Европе о
гаремах хана, о монгольских суевериях, о статусе императора Китая, о фарфоровых
чашках и бумажных деньгах.
В Библиотеке Колумба в Севилье хранится
экземпляр «Книги» Поло, принадлежавший первооткрывателю Америки, с пометками
владельца на полях. Том был выпущен на латыни перед первым путешествием
Христофора Колумба, и великий мореплаватель внимательно читал Марко Поло. Это и
по его зову отправился он в путь – увидеть собственными глазами золотые крыши
Чепанга.
Шли годы, века, и скептиков, с недоверием
относившихся к рассказам Марко Поло о чудесах и диковинках Азии, становилось
все больше. Апогея их число достигло в веке двадцатом.
Книга Марко Поло, изданная в средневековой
Франции, была названа «Книгой чудес» – так поразили французов многочисленные
описания диковинных существ, удивительных городов, странных обычаев. В
воображении художников, создававших миниатюры для этой книги, рассказы Марко
рождали самые фантастические образы. Он не упоминает о Великой китайской стене!
Ничего не говорит о порохе и о чае! Все названия употребляет неправильно –
наверняка списывал из какой-нибудь утерянной арабской энциклопедии! Да он
вообще не был в Китае!!!
Сегодня попытки определить, о чем «должен» был
обязательно написать Марко Поло в своих путевых заметках семь столетий назад,
выглядят нелепо. Он написал о том, о чем считал нужным написать. И это было его
полное право.
Когда Марко Поло, будучи 70-летним старцем,
уже лежал на смертном одре, к нему приступили друзья и просили отказаться от
вымышленных рассказов о чудесах Азии. «Да я не сказал и половины из того, что
видел и слышал» – был его тихий ответ.
Какие тайны унес с собой великий
путешественник? О чем умолчал? Чего не договорил? Мы вряд ли когда-нибудь об
этом узнаем.
Как не знаем мы почти ничего о том, как прожил
последнюю часть своей жизни Марко Поло. Те самые 29 лет – срок немалый, –
которые прошли после его возвращения с Востока. Возможно, все это время он
продолжал чувствовать себя зачарованным странником, вернувшимся вдруг из страны
чар и волшебства к обычной земной жизни. Откуда иначе эти слова: «Моя
прекрасная Дайту, обширная и величавая столица; и ты, Шангту-Кейбун, прелестный
и прохладный летний дом... Увы, мое прославленное имя Владыки мира! Увы,
пресветлую Дайту, бессмертного Хубилая славный труд! Все, все утратил я!».