Плато (хребет) Кваркуш    2010 г.

Кваркуш - горный хребет на Северном Урале. Расположен в бассейне реки Вишера, в Пермском крае, Россия. Высшей точкой хребта является гора Вогульский камень  - 1066 м над уровнем моря. Название хребта происходит от мансийского слова «квар-куш», что дословно означает «голый (безлесый) Урал». Вероятно, такое название эта местность получила оттого, что на этих высотах (от 1000 м) не растёт лес, а ландшафт представляет собой горную тундру и каменные россыпи. Хребет находится между Улсом и верховьями Язьвы, из его высокогорных болот берут начало ручьи и реки, питающие Вишеру.

Два раза мы уже гуляли по Кваркушу, любуясь его красотами, а он все равно манит. В этот раз мы решили подобраться к нему со стороны Пермского края, с обязательным восхождением на г. Вогульский Камень – 1066,2 м. Команда из 3-х человек: водитель - Юрий Васильевич, я и мой сын Андрей.  (См. Фотоальбом)

День 1-й,  19 августа

В планы этой поездки входила также рыбалка на Вишере, для этого была взята с собой надувная лодка с мотором, которые были приобретены в этом году, и еще ни разу не эксплуатировались. Едем мы, значит с таким прекрасным настроением, в предвкушении предстоящих событий, и вдруг вспоминаем, что забыли взять топливный бак для мотора. Так, начинается. Я сразу вспомнил свой майский ПВД, когда оставил дома фото и видеоаппаратуру. Словно какие-то силы свыше, чиня такие мелкие препятствия, проверяют нас на стойкость. Спокойствие, только спокойствие. Там, куда мы едем, живут хорошие,
надежные и проверенные люди, они нам обязательно помогут. Тем более, что в Красновишерск я уже позвонил, и предупредил о нашем приезде. Володя (см. ПВД р. Акчим, д. Мутиха) нас ждал на выезде из города. Я передал ему фотографии и коньяк «Командирский» в благодарность за майские события. Он нам очень посочувствовал, узнав, что мы едем на Кваркуш, оказывается он уже 2-ю неделю весь в дыму из-за лесных пожаров в соседней Свердловской области. Признались также, какие мы раззявы забыв дома топливный бак. Он посмеялся и сказал, что нет проблем. Сел на машину, и ч/з 10 минут привез «грушу» и медную трубочку-переходник для соединения с топливным шлангом мотора. Все, проблема решена, и снова Володя выручил.

Грунтовка от города в хорошем состоянии, но местами отсыпана крупными острыми камнями, быстрая езда по которым не представляется возможной. Уже было довольно темно, когда мы подъехали к Мутихе. Семен очень был рад снова видеть нас. Здоровье у него в порядке, только немного болит плечо, результат футбольного матча с внуками, которые в данный момент гурьбой ходили по главной улице и пели песни. Я ему также передал фотографии, и как водится, немного употребили за встречу. Екатерина Семеновна в свою очередь, сразу  предложила нам ночлег. В мае она помнится, угощала меня красным вином, поэтому для пополнения  погребка, я привез ей «Черного Доктора». Перед сном, некоторое время провели на улице, наблюдая огромное количество ярких, временами падающих звезд на небе.

День 2-й,  20 августа

Утро ясное, настроение бодрое. Пьем кофе и запиваем молоком, которым нас угостила Екатерина Семеновна. Перед дальнейшей дорогой прогулялись до сильно обмелевшего Акчима. Сосед Екатерины Семеновны по дому Сергей, порекомендовал нам посетить Чувал. Оказывается он не входит в Вишерский заповедник, как я считал раньше. Дочь Екатерины Семеновны попросила нас быть крайне осторожными, в том плане, что в это время на Кваркуше бывают очень густые туманы, а заход на него надо смотреть после 9-го км от Золотанки (в Интернете инфа – 17-й км). Семен попросил передать привет Георгию Комарову в Золотанке, куда мы прибыли в 1400. Мост ч/з Улс полностью построен. Георгия дома не оказалась, уехал с рыбаками из Перми на р. Кутим. Его жена любезно согласилась принять на хранение у нас лодку с мотором, и также попросила быть очень внимательными из-за сильных туманов на верху.

Ровно на 17-м км с дороги хорошо читается просека уходящая на Кваркуш. Немного проехав вдоль этой просеки, в стороне оставили машину. Взяв необходимые вещи, и продуктов на 3 дня начали пешую часть нашего мероприятия. Дошли до Пели и решили устроить полноценный обед. В лесу очень сухо и пахнет гарью, это горят леса в Свердловской области. Для безопасности, костер развели на берегу речки. Пока обедали, вокруг начала сгущаться дымка и запах гари усилился. Василич предложил подумать, стоит ли идти дальше. Стоит, еще, как стоит, но с некоторой осторожностью. Тропа просто отличная, идется очень легко и весело. Ч/з р. Рассоху упала пихта, по которой мы и перешли.

Дальше начался подъем. Темп ходьбы выбрали такой - 30 мин. ход, 10 мин. отдых. Вскоре подъем стал круче, пришлось выбрать темп - 20 мин. ход, 10 мин. отдых. Дым тем временем становился гуще и гуще. Жаркое же было лето в этом году, выгорел весь черничник и малина. На 9-м км начали искать стоянку для ночлега. Долго искать не пришлось, остановились у ручейка на высоте 723 м. Уже, когда стемнело, очень резко похолодало, словно кто-то поворотом рубильника выключил тепло на всем Кваркуше.