Главная » 2015 » Декабрь » 14 » Ракетный крейсер «Москва» - убийца авианосцев
13:53
Ракетный крейсер «Москва» - убийца авианосцев

 Головной крейсер проекта 1164, флагман Черноморского флота “Москва” был заложен около 40 лет назад, спущен на воду в 1979 и вступил в строй в 1983 году. Несмотря на свой фантастический возраст, крейсер по прежнему в строю, выполняя самые ответственные задачи по прикрытию группировки российских войск на Ближнем Востоке.

 Любопытно, что все зарубежные ровесники “Москвы” были списаны около 10-15 лет назад. Так, последний американский “спрюэнс”-долгожитель был исключен из списков флота в 2006 году. Остальные 30 эсминцев покинули боевой состав еще раньше, в конце 90-х гг. При том, что назвать “Спрюэнс” устаревшим не поворачивается язык, эсминец был способен дать залп из 60 крылатых ракет “Томагавк”. Не помогло. Всех перестреляли на учениях или просто отправили на металлолом. Единственный сохранившийся эсминец используется как буксировщик мишеней.

 Четыре атомных крейсера типа “Вирджиния” исключены из списков флота в 1994-98 гг.

Ракетные эсминцы серии “Кидд” списаны и проданы ВМС Тайваня. Что, для кораблей такого уровня равносильно забвению.

 Британские “Тип 42”. Последние четыре модернизированных эсминца “подсерии №3” отправлены на слом в 2011-2013 гг. При том, что речь идет о весьма совершенных кораблях, один из которых совершил первый в мире (и пока единственный) успешный перехват противокорабельной ракеты в боевых условиях (эсминец “Глазго”, «Буря в пустыне», 1991 г.).

 Каким непостижимым образом ровесник всех этих призраков прошлого, советский РКР “Москва”, продолжает оставаться на передовой, заставляя считаться с собой всех “вероятных противников”?

 Честный ответ прозвучит убийственно просто. В связи с очевидным состоянием дел в ВМФ России замены для “Москвы” нет и, к сожалению, её появления в ближайшем будущем не предвидится. Даже если немедленно броситься строить эсминцы пр. 23560, замена подоспеет только к середине следующего десятилетия. В то время как флоты других стран уже давно поменяли ржавые “спрюэнсы” на Иджис-эсминцы, “Дэринги”, “Акидзуки” и прочие “Замволты”.

 И здесь возникает неразрешимый парадокс. Всякий раз, обладатели суперэсминцев с системами “Иджис” и PAAMS бурно реагируют на появлении “Атланта”. Они действительно опасаются старого крейсера и выделяют немалые силы на нейтрализацию угрозы. Флоты стран НАТО устанавливают за крейсером плотное слежение и, по возможности, стараются не приближаться к “советскому металлолому”.

 Разгадка состоит в том, что пр. 1164 “Атлант” по своим характеристикам не является ровесником боевых кораблей 1970-80-х гг. В советском крейсере уже изначально был заложен такой потенциал, что даже спустя 40 лет крейсер может на равных конкурировать с любым современным Иджис-эсминцем.

 Вкратце состав вооружения “Атланта” представлен тремя основными направлениями:

— мощнейшим ударным вооружением класса “поверхность-поверхность”;

— зональной системой ПВО, предназначенной для прикрытия эскадр и конвоев;

— развитой системой противолодочной обороны — с подкильной и буксируемой ГАС, вертолетом и 533 мм противолодочными торпедами.

 Что уже само по себе было нетипичным для кораблей эпохи холодной войны. К примеру, “спрюэнс” — “ударник” с функциями ПЛО. Британский “Тип 42” и атомная “Вирджиния” — чистые ПВО-шники.

 Дальше — больше. Уровень технического исполнения систем и механизмов советского крейсера на целое десятилетие опережал корабли стран НАТО. А по ряду параметров проект 1164 не имеет аналогов и по сей день.

 В мире не существует аналогов сверхзвуковых противокорабельных ракет с 500 кг боевой частью и дальностью полета 500...1000 км. Единственный возможный конкурент, американский проект RATTLERS, до сих пор остается в виде макета.

 Зенитный комплекс С-300Ф “Форт” не нуждается в долгом представлении. Это была революционная для того времени система. Помимо великолепных ракет и средств управления огнем, впервые в мире, пусковые установки находились в подпалубном пространстве. Что во многом роднит “Атланты” с современными эсминцами типа “Берк” с ПУ шахтного типа. Кстати, боекомплект крейсера состоит из 64 дальнобойных ракет. Это на треть больше, чем боекомплект современного эсминца ПВО типа “Дэринг”.

 Система ПВО не ограничена дальнобойным “Фортом”. В качестве средства самообороны предусмотрены два одноканальных ЗРК малой дальности “Оса-МА” (40 ракет). Для поражения низколетящих воздушных целей на малых дистанциях, борьбы с малоразмерными надводными целями, а также уничтожения плавающих мин имеются три батареи АК-630М. Каждая состоит из двух шестиствольных автоматов с темпом стрельбы 6000 выстр./мин. и РЛС управления огнем “Вымпел”. 

Корабль из прошлого

 В конструкции РКР пр. 1164 присутствует ряд врожденных недостатков, чье негативное влияние все сильнее и заметнее проявляется с течением времени. Крейсер необратимо стареет и уже не отвечает современным требованиям.

 У кораблей проекта 1164 отсутствует замкнутый контур ПВО. Единственная станция наведения и подсветки целей ЗР41 “Волна”, размещенная в кормовой части корабля, создает “мертвый сектор” на курсовых углах. Крейсер беззащитен при атаках со стороны передней полусферы. При этом сама ЗР41 “Волна” также имеет свой недостаток: она обеспечивает наведение ракет С-300 в секторе 90°х90°. Что делает невозможным отражение массированной воздушной атаки с разных направлений.

 В то же время все три батареи АК-630М неудачно сосредоточены в носовой части, оставляя без прикрытия всю заднюю полусферу.

 Установленный на крейсере ЗРК “Форт” является одной из ранних модификаций С-300 с ракетами 5В55РМ с дальностью поражения 75 км. То, что считалось достойным результатом на начало 1980-х, уже совершенно недостаточно в современных условиях (европейский Aster-30 — 130 км, американский “Стандарт-6” — 240 км, ракета ПРО “Стандарт-3” — 500 км, высота поражения не ограничена пределами атмосферы).

 Добиться значительного усиления системы ПВО “Атлантов” можно путем скромной модернизации с заменой ЗР41 на новую станцию управления огнем Ф1М с фазированной антенной решеткой. Дальность рубежа перехвата воздушных целей будет увеличена до 150 км с одновременным увеличением плотности огня (одновременное наведение до 12 ракет по шести целям — против шести ракет и трех целей у “Волны”). Именно такую модернизацию с заменой носовой станции СУО претерпел атомный крейсер “Петр Великий” еще в момент своего строительства (“Форт-М”).

 Немало претензий к средствам обнаружения и боевой информационной системе. Радиолокационный комплекс МР-800 «Флаг» с РЛС общего обнаружения МР-600 «Восход» и РЛС общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М». Примитивные, по сегодняшним меркам, радары общего обзора, имеющие вдвое меньшую дальность обнаружения воздушных целей, по сравнению с зарубежными “Иджисами” и PAAMS-S.

 БИУС “Лесоруб-1164” имеет свой структурный дефект. Будучи построенной по т.н. “хуторной схеме”, она обеспечивает лишь первичное целеуказание от обзорных радаров. Установленные на борту системы ПВО действуют в автономном режиме, используя собственные РЛС и средства управления огнем.

 Для сравнения: американский “Иджис” создает сплошное информационное поле, связывающее воедино все системы корабля и обеспечивающее работу единственного универсального ЗРК с ракетами большой и средней дальности.

 Имеются оправданные сомнения в возможностях комплекса самообороны “Оса-МА”. Созданный полвека назад, одноканальный ЗРК с балочной ПУ с циклом перезарядки 20 секунд. Насколько адекватен данный комплекс в современных условиях? Перехват низколетящих ПКР невозможен даже в теории, т.к. минимальная высота перехвата составляет несколько десятков метров.

Вулкан в океане

 Несколько важных слов о “главном калибре” отечественных крейсеров.

 По данным открытых источников, П-1000 “Вулкан” не имеет значительных конструктивных отличий от своего предшественника (П-500 “Базальт”). Основные изменения связаны с сокращением массы фюзеляжа (титановые сплавы) и уменьшением массы БЧ с целью увеличения запаса топлива.

 Основная задача модернизации не связана с увеличением дальности полета (она и так запредельная). Кроме того, запуск ПКР на предельную дальность сопряжен с проблемой выдачи целеуказания: к моменту прибытия ракеты цель может выйти за пределы видимости головки самонаведения “Вулкана”.

 На вооружении флотов стран НАТО присутствуют зенитные ракеты с дальностью перехвата 200+ км. В то время, как крупная (размером с истребитель), радиоконтрастная цель в стратосфере — идеальная мишень для морской ЗРС “Иджис”. Если она может “снять” космический спутник или боеголовку баллистической ракеты, то что для неё двухмаховая противокорабельная ракета?

 Все это свидетельствует о необходимости продления низковысотного участка полета “Вулкана” во избежание его преждевременного обнаружения противником. Пара сотен километров на сверхзвуке, в плотных слоях атмосферы потребовали определенных усилий, направленных на увеличение резервов топлива.

 “Вулкан” обнаружат слишком поздно. Что будет потом?

 Теоретически "Иджис" успеет выпустить пару десятков ракет. Примерно столько же выпустит другой эсминец из охранения АУГ. А затем еще полстолько же. Теоретически выпущенного количества “Стандартов” должно хватить для отражения тройного залпа крейсера “Москва”. Плюс средства радиоэлектронного подавления, облака отстреливаемых ловушек и скорострельные “Фалансы”…

 Ну, это все в теории. На практике — пробитая надстройка Иджис-крейсера “Чанселроссвилл”, который не смог перехватить одиночную дозвуковую ПКР. Оператор проморгал, дежурный офицер ПВО нажал не на ту кнопку, а что произошло потом, уже никто не помнит…

 Вот потому там боятся древних “Атлантов” с их свирепым оскалом — 16 “зубьев” в два ряда!

 В то же время нужно начинать работать над заменой. В противном случае еще лет через 10 эти крейсеры будут представлять угрозу только для своих экипажей.

 

Категория: Армия и ОПК | Просмотров: 1191 | Добавил: rafter | Теги: ПВО, Москва, ракета, Море, авианосец, торпеда, крейсер, Корабль | Рейтинг: 0.0/0
Новости
Вход на сайт
Статистика