Как понимать нотную грамоту.
Музыка - язык, который понятен всем. А вот его
письменное проявление - ноты - понимают только некоторые. Если вы как музыкант
испытываете необходимость узнать нотную грамоту, есть простой способ ее
выучить.
- Откройте
нотную тетрадь и посмотрите на первую «строку» из пяти линеек. Эта строка
называется нотный стан или нотоносец. Поставьте карандашом точку на второй
линейке снизу.
- Нарисуйте
спираль, коснувшись сначала третьей снизу линейки, потом нижней, потом
второй сверху. От второй сверху линейки нарисуйте петельку вверх, на 5 мм
выше нотоносца. Затем начертите прямую линию вниз, на 2-3 мм ниже
нотоносца, и закруглите кончик фигуры «крючком».
Это скрипичный ключ, или ключ
«соль», который обозначает местоположение ноты соль первой октавы. Ключей
в нотной грамоте несколько, с них начинается любой нотоносец. Скрипичный
ключ – один из наиболее часто встречающихся в музыке.
- Правее ключа
на расстоянии, равном расстоянию между линейками, под нотоносцем начертите
короткий отрезок (2 мм), а на нем незакрашенный кружок. Это нота до первой
октавы. Сыграйте ее на синтезаторе, фортепиано (белая клавиша
слева от двух черный, примерно посередине клавиатуры) или на гитаре
(зажмите первый лад второй струны).
- Еще чуть
правее под нижней линейкой нарисуйте второй незакаршенный кружок, ноту ре. Это следующая белая клавиша на
клавиатуре (между двумя черными) или третий лад на второй струне гитары.
- На нижней
линейке нарисуйте третий кружок – ноту ми. Это следующая белая клавиша (справа от двух черных) или
открытая первая струна на гитаре.
- Нота фа находится между нижней и второй
снизу линейками, нота соль – на
второй снизу линейке (с этой линейки начинается скрипичный ключ), ля – между второй и третьей снизу
линейками, си – на третьей
линейке. На клавиатуре эти ноты звучат на белых клавишах подряд, на гитаре
(на первой струне) в следующем порядке: первый лад, третий лад, пятый лад,
седьмой лад.
- Изучите
знаки альтерации, то есть повышения и понижения звука на полтона. Это диез (похож на знак «решетка»), бемоль (похож на латинскую "b”) и бекар. Соответственно, повышение,
понижение и отмена повышения/понижения. Эти знаки ставятся перед
изменяемой нотой или при ключе.
- Изучите
другие ключи: басовый, альтовый, теноровый и другие. Слушайте
произведения, глядя в ноты, анализируйте исполнение глазами и ушами
одновременно. Играйте и пойте произведения по нотам (необязательно
выучивать, здесь важно количество разобранных пьес). Научитесь
определять длительности по форме ноты.
Кстати:
При разных ключах нота на одной и той же
линейке может называться по-разному.
|