Главная » Статьи » Спортивный туризм » Водный туризм

Катамаран и техника его управления

Катамаран и техника его управления.

 Одной из составляющих успешного прохождения водного туристского маршрута, особенно его порожистой части, является соответствующая техническая подготовка членов группы. Здесь будет рассмотрена техника управления четырехместным катамараном с канойной посадкой, которая может быть использована и для других надувных туристских судов.

 Туристские гребные катамараны, как средство сплава, получили широкое распространение. И это не случайно, так как катамараны удачно сочетаются в себе многие положительные качества, необходимые для спортивного туристского путешествия. Это и паями вес, и возможность изготовить судно самим с заданными характеристиками. Это и высокие скоростные качества, и в то же время хоровая управляемость, и особенно большая остойчивость. Катамаран не имеет трюма и, следовательно, не затопляется водой. Катамаран - это довольно жёсткая и одновременно малоповреждаемая конструкция. И как следствие вышесказанного - это высокая проходимость препятствий катамараном.

 Одной из составляющих успешного прохождения водного туристского маршрута, особенно его порожистой части, является соответствующая техническая подготовка членов группы. Здесь будет рассмотрена техника управления четырехместным катамараном с канойной посадкой, которая может быть использована и для других надувных туристских судов.

 Данная техника может успешно применяется многими туристскими группами при прохождении сложных маршрутов, широко используется на соревнованиях туристов-водников, и на сегодняшний день является наиболее перспективной.

 Существует несколько способов посадки на катамаране. Одним из наиболее распространенных способов является канойная посадка, которая находит всё большее число сторонников. Так, у гребцов при канойной посадке в работу включаются мышцы корпуса, все движения производится с большой амплитудой, заметно возрастает тяговое усилие и эффективность выполняемых гребков.

 Для успешного управления катамараном необходимо правильно оборудовать посадочные места экипажа. Верхняя часть поплавка в местах посадки должна находиться не выше 50 см над уровнем воды, в противном случае гребцы будут находиться высоко над водой и управлять, как и грести на катамаране будет неудобно и неэффективно. Оптимальная высота посадки гребцов - 30 + 46 см от уровня воды.

 Обычно посадочные места передних членов экипажа (будем их также называть 1-е номера, а кормовых - 2-е номера) начинаются у первого (носового) поперечного элемента каркаса. Для того, чтобы 1-е номера могли выполнять один из эффективных управляющих гребков, необходимо, чтобы расстояние от носовой оконечности баллона до первого поперечного элемента составляло 60 + 70 см. Для кормового посадочного места это не так важно, но аналогичное требование подходит для продольной центровки катамарана.

Рис. 1 Посадочное место гребца

 Посадочное место (рис. 1) состоит из жестких упоров 1, центрального 2 и боковых 3 элементов, крепящихся к каркасу катамарана 4. На центральном элементе устанавливается сиденье 5. Такое посадочное место подгоняется индивидуально под каждого члена экипажа, поскольку концы упоров передвигаются по каркасу и центральному элементу, передвигается также и сиденье. Такое посадочное место обеспечивает надёжное и одновременно достаточно безопасное закрепление экипажа на катамаране. Это избавляет от необходимости, особенно в сложных местах заботиться об удержании на катамаране и дает возможность работать веслом.

 Вёсла используются канойного типа, обязательно с Т-образной ручкой, без которой невозможно полноценное выполнение гребков. Высота весла выбирается в рост человека или ниже, до уровня плеч, в зависимости от высоты посадочного места до уровня воды и индивидуальных данных. Площадь лопасти должна составлять 9-10 дм2.

 Рассмотрим кратко основные гребки, применяемые на катамаране.

Гребок  вперёд.

 Гребок делится на 4 фазы: качало гребка, проводка, конец гребка, безопорная фаза.

 Начало гребка. Корпус наклонен вперед и слегка развернут во внутреннею сторону катамарана. Нижняя рука прямая, верхняя немного согнута и находится на уровне головы. Лопасть весла вынесена вперед и входит в воду примерно под углом в 70° (рис. 2).

Рис. 2

 Проводка выполняется подъемом и обратным поворотом корпуса. При этом нижняя рука, прямая, тянет весло, верхняя рука в начальной фазе выпрямляется, толкая рукоять весла вперед. Проводка осуществляется по прямой, вдоль поплавка катамарана, главным образом, за счет мышц корпуса, а не рук. Нарастание силы гребка от начала к концу фазы должно происходить равномерно. В процессе проводки угол между веслом и плоскостью воды увеличивается до 90°. Проводка заканчивается на уровне гребца. Как раннее, так и позднее окончание проводки уменьшает эффективность гребка.

 Конец гребка. Эта фаза следует за максимальным усилием гребца. Конец гребка выполняется подъёмом нижней руки, которая слегка сгибается в локтевом суставе, причем лопасть ребром выходит из воды почти перпендикулярно продольной оси поплавка катамарана (рис. 3). Одновременно с подъёмом весла гребец синхронным и маховым движением разворачивает корпус во внутреннюю сторону, бросая руки вперёд.

Рис. 3

 Безопорная фаза служит для переноса весла к началу гребка, а также для отдыха гребца. Продолжая разворот корпуса и наклоняя его вперёдo гребец возвращается исходное положение, причём руки, двигаясь по инерции, приходят к началу гребка одновременно с корпусом. Во время выполнения безопорной фазы необходимо расслабить мышцы спины и рук.

 Следующие гребки будем называть управляющими. Траектории движения лопасти по воде для гребков показаны на рис.

Подтяг.

 Корпус гребца максимально наклонен и слегка развернут во внешнюю сторону, другими словами гребец вывешивается за борт. Нижняя рука почти выпрямлена, верхняя согнута в локте на 90°, находится на уровне головы, предплечья обеих рук параллельны плоскости воды. Весло максимально выносится в сторону на уровне гребца. Лопасть параллельна оси поплавка катамарана (рис. 4).

Рис. 4

 Проводка весла производится подъёмом корпуса с одновременным сгибанием нижней и разгибанием верхней рук (рис. 5).

Рис. 5

 Лопасть вёсла не перпендикулярна плоскости воды лишь в начальной фазе гребка.

 Для повторения гребка весло возвращается в исходное положение двумя способами. В первом - весло кистями поворачивают на 90° и, не вынимая его из воды, ребром выносят к началу гребка. Во втором способе - весло движением нижней руки назад и вверх вынимают из воды и из этого положения возвращают к началу гребка. Гребок выполняется как передними, так и кормовыми членами экипажа.

Отброс  кормы.

 Корпус гребца максимально развернут и слегка наклонен во внешнюю сторону. Руки согнуты в локтях примерно на 90°. Верхняя рука находится на уровне пояса, нижняя - у основания бедра. Весло опускается в воду почти у кормовой оконечности поплавка. Гребок совершается тыльной стороной весла (рис. 6).

Рис. 6

 Проводка весла осуществляется энергичным разворотом корпуса с выносом во внешнюю сторону и с частичным разгибанием нижней руки. Движение весла при этом происходит по дуге, максимально удаленной от баллона. Лопасть в течение всего гребка составляет с плоскостью воды угол, немного меньший 90°, что создает угол атаки, обеспечивающий опору гребцу во время движения весла.

 Гребок заканчивается на уровне гребца или несколько раньше.

 Отброс кормы является наиболее эффективным управляющим гребком, выполняемым кормовыми членами экипажа.

Внутренний  дугообразный  гребок.

 Корпус гребца наклонен вперед и максимально развернут во внутреннюю сторону катамарана. Нижняя рука выпрямлена, верхняя - почти полностью согнута в локте и находится на уровне плеча. Лопасть весла перпендикулярна плоскости вода и находится у оконечности противоположного поплавка катамарана, либо между поплавков (рис. 7).

Рис. 7

 Проводка весла начинается разворотом корпуса из крайне внутреннего в крайне внешнее положение (рис. 8).

Рис. 8

 Корпус в течение всего гребка наклонен вперед. Весло движется практически по окружности вокруг носовой оконечности поплавка катамарана. Заканчивается гребок на уровне гребца или несколько раньше. Внутренний дугообразный гребок является одним из наиболее аффективных управляющих гребков, выполняемых носовыми членами экипажа.

Внешний  дугообразный  гребок.

 Корпус гребца наклонен и развернут во внешнюю сторону. Верхняя рука согнута в локте примерно на 90° и находится на уровне головы, нижняя слегка согнута и вынесена в сторону. Предплечья рук параллельны плоскости вода. Гребок начинается на уровне гребца (рис. 9).

Рис. 9

 Начальный угол весла с плоскостью воды составляет примерно 70°, в процессе гребка угол увеличивается. Проводка производится вращением во внутреннюю сторону и частичный подъемом корпуса, то есть в направлении к носу поплавка. Причем в течение всего гребка лопасть должна составлять с направлением движения весла угол атаки, задаваемый вращением кистей. Гребок заканчивается у носовой оконечности катамарана. Гребок выполняется носовыми членами экипажа. Разновидностью внешнего дугообразного гребка можно считать зацеп, который для передних членов экипажа является средней фазой вышеописанного гребка (рис. 9).

 Зацеп - эффективный гребок для поворота катамарана, когда существует разница скоростей воды и судна. При зацепе весло фиксируется на некоторый промежуток времени, после чего обычно переходит в другой гребок, например, подтяг или прямой гребок. При отрицательной разнице скоростей зацеп эффективен для кормовых членов экипажа. В этом случае корпус развернут во внешнюю сторону и слегка наклонен назад. Весло выносится в сторону и назад, лопасть образует угол атаки с набегающим на корму потоком, создающим тягу во внешнюю сторону.

 Обучение технике управления катамараном желательно проводить под руководством инструктора или тренера. Как показывает практика, начинавшим туристам без их помощи добиться правильного, технически грамотного выполнения гребков довольно сложно. Желательно, чтобы туристам до совершения путешествия на катамаране, имели бы опыт участия в походах и соревнованиях по технике водного туризма на байдарках. В этом случае обучение управлением катамараном проходит значительно эффективнее, поскольку в технике управления этих судов много общего.

 Переход с байдарки на катамаран полезен как в техническом, так и в тактическом плане. Участие в походах на байдарках учит туристов выбирать оптимальную линию движения на сложных участках. При применении этой же тактики в походах на катамаранах сплав становится более безопасным и интересным в спортивном отношении.

 Освоение вышеописанных гребков индивидуально каждым членом экипажа - одна из составляющих техники управления катамараном. Главное, что требуется от каждого члена экипаже - это правильное выполнение необходимых действий в каждой конкретной ситуации, возникающей при сплаве. А это приходит с походный опытом и тренировками.

 Оптимальным является вариант, когда в управлении катамараном участвуют все члены экипажа. При этом следует отметить, что работа 1-х номеров более технична, а работа кормовых более ответственна.

 Движение катамарана на воде можно рассматривать как движение по плавной кривой или прямой и движение с крутыми поворотами.

 При движении по плавной кривой экипаж по мере надобности выполняет комбинированные гребки, то есть выполняются частично управляющий гребок, затем гребок вперед (назад) или наоборот.

 Если катамарану на положительной скорости необходимо совершить плавный правый поворот, то действия экипажа могут быть следующими:

 1-й левый делает частично внутренний дугообразный гребок, переходящий в гребок вперед, 1-й правый делает подтяг, вынося при этом весло вперед, либо выполняет кратковременный зацеп, переходящие в гребок вперед; 2-й левый номер делает гребок вперед с подтягом кормы в конечной фазе: 2-й правый выполняет гребок с частичным отбросом кормы, если это необходимо (рис. 10).

Рис. 10

 Хорошим упражнением для отработки данной техники является движение катамарана по прямой даже не в возмущенном потоке. В этом случае каждый член экипажа комбинированным гребком должен упреждать отклонения судна от намеченного курса.

 Действия, когда 1-е номера гребут только вперед, а кормовые гребут и управляют судном, менее эффективны, поскольку в этом случае 2-е номера для поддержания курса вынуждены делать отбросы кормы что ведет к потере скорости катамарана.

 При движении с резким поворотом по команде капитана экипаж выполняет управляющие гребки до тех пор, пока судно не развернется в нужном направлении. Так при повороте носом влево 1-е номера левый и правый делают дугообразные гребки, внешний и внутренний соответственное 2-е номера левый и правый - соответственно отброс кормы и подтяг (рис. 11).

Рис. 11

 Большое значение для управления катамараном имеет согласованная работа всего экипажа. Это один из главных факторов не только техничного, но и безопасного прохождения препятствий. Любой экипаж в начале маршрута должен затратить время на то, чтобы добиться взаимопонимания членов экипажа, правильности выполнения команд, согласованности, то есть выработать единый определенный стиль в прохождении препятствий.

 С чего начинается отработка многих технических и тактических моментов? Перед прохождением препятствий или трассы соревнований экипаж выходит на просмотр. Выбирается линия движения, ориентиры, члены экипажа договариваются о командах, а в ключевых местах оговариваются действия каждого члена экипажа вплоть до отдельных гребков.

 Допустим, что линия движения выбрана правильно, что является особенно важным при прохождении сложных препятствий. В большой степени критерием правильности работы экипажа будет выдерживание намеченной линии движения на данном участке. В любом случае, была ли выдержана линия движения или нет, после прохождения производится разбор действий членов экипажа с указанием ошибок. Причем, с берега должны следить за действиями экипажа и также участвовать в разборе. Необходимо добиться полного понимания каждым членом экипажа своих действий и последствия ошибок. Линия движения, там, где это разумно, в учебных целях может усложняться. Это будет хорошей тренировкой перед более сложными препятствиями.

 Большая роль в управлении катамараном принадлежит капитану, который, как правило, является наиболее опытным и квалифицированным членом экипажа. Наиболее удобное место для капитана на корме, отсюда ему проще контролировать судно, а экипажу лучше слышно его команды.
На капитана ложится большая и ответственная нагрузка. Так при сплаве ему надо оценить обстановку, выбирать линию движения, отдать команду, самому работать веслом. Кроме того, он должен контролировать работу экипажа.

 По договоренности капитану могут помогать, например, один из первых номеров может докладывать обстановку на реке, так как ему препятствия видно лучше, а в некоторых случаях, когда судно проходит плотную шиверу, брать команду на себя, поскольку следующее препятствия ему открываются раньше.

 Немного о командах. Команды подаются как для указания начала маневра (обычно после просмотра препятствий), так и для последующих действий. Эти команды обязательны для беспрекословного исполнения каждым членом экипажа. Претензии к капитану высказываются участниками только на берегу. Команда имеет еще и организующее начало, повышая уверенность экипажа в своих действиях.

 Наиболее распространенными ошибками не только начинающих, но и опытных капитанов являются несвоевременная подача команды и частые взаимоисключающие команды, которые приводят к нервозности экипажа. Эти ошибки приводят к тому, что члены экипажа, не зная, что им делать, начинают работать вразнобой. Катамаран может оказаться неуправляемым, а это в свою очередь, становится причиной возможной аварии.

 В заключении хочется сказать, что грамотное прохождение препятствий, овладение техникой управления судном, подчинение его своей воле делает сплав спортивным и приносит ни с чем не сравнимое моральное и эмоциональное удовлетворение.

 

 

Категория: Водный туризм | Добавил: rafter (20 Мая 2014)
Просмотров: 3334 | Теги: река, катамаран, Rafting, перекат, оверкиль, forest, River, порог, шивера | Рейтинг: 0.0/0
Новости
Вход на сайт
Статистика