Главная » 2015 » Ноябрь » 9 » Ребенку познать мир невозможно без риска
12:35
Ребенку познать мир невозможно без риска

 Дети совершают множество потенциально опасных поступков, и нам кажется, что они «просто не подумали». Но на самом деле многие их действия – это как раз и есть результат большой умственной работы. То, что для нас хорошо известный факт, для детей – большая загадка и повод для эксперимента. Дошкольники еще не умеют мыслить абстрактно. Поэтому они не только рассматривают разные возможности, но и совершают реальные действия, направленные на то, чтобы получить конкретный ответ на свой вопрос.

 Родители восклицают: «О чем ты думал?!». Например: «О чем ты думал, когда поджигал в раковине куклу сестры?». Родителям, наверное, будет интересно узнать, что часто ребенок как раз и думает: «Что будет, если поджечь волосы у куклы, они сгорят или оплавятся?». А еще он подумал: «Где лучше поджечь куклу, чтобы не загорелось что-то еще?». Рассказа папы, подкрепленного статьей из «Википедии», ребенку пока не достаточно. Обычно ему надо совершать действия своими руками, посмотреть, что происходит, и прочувствовать на себе все последствия.

 Взрослые стремятся сделать детские игры безопасными. Так появляются специальные детские площадки с мягким покрытием и высокими бортиками на горках, учителя вводят запрет на бег в школьных коридорах, а в магазинах начинают продавать специальные наборы для химических и электрических опытов, где результат заранее известен. И одновременно из-за родительских тревог практически полностью исчезают места, где дети могут оказаться вне поля зрения взрослых. Все это ведет к тому, что окружающий мир предлагает детям только задачи с заранее известным ответом.

 Однако мир многообразнее, чем самый интересный набор для творчества, и поэтому дети сами придумывают себе другие задачи. В них нет очевидного решения, они содержат в себе как раз тот самый элемент риска, которого взрослые стараются избежать. Как это происходит, нагляднее всего можно увидеть на игровой площадке. Если малышам полутора-трех лет интересно ходить по горкам, сидеть на качелях и лазить вверх-вниз по лестнице (для них это как раз новое и неизведанное), то дети постарше, даже если и остаются в якобы безопасном пространстве, используют лазилки совсем не так, как предполагали проектировщики. Они залезают на декоративные башенки, висят вниз головой на перекладине, которая помогает, по мысли создателей, не упасть с горки или съезжают вниз головой прямо в лужу. Часто дети играют не на специально подготовленных площадках, а рядом, на перевернутой скамейке или на снежной куче.

 Благодаря играм, а также другим экспериментам дети получают важный опыт принятия решений, анализа ситуации со многими неизвестными, соотнесения требований ситуации и собственных навыков. Все это вместе обеспечит ребенку в дальнейшем высокий уровень социальной компетенции, хорошее понимание возможностей своего тела (а это значит – меньше травм!) и хорошие навыки анализа и планирования, которые пригодятся и в школе, и во взрослой жизни.

 

Категория: Здоровье | Просмотров: 872 | Добавил: rafter | Теги: познание, воспитание, риск, Дети, здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Новости
Вход на сайт
Статистика